АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  

НОВОЕ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБЛИКЕ КИЕВА.

С директором института "КИЕВПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ" Заслуженным архитектором Украины, член-корреспондентом Украинской Академии архитектуры, Юрием Лосицким, беседовал киевовед Александр Возницкий.


А.В. Сейчас разрабатывается проект мемориала « Голодомор », который предполагают разместить на территории верхней террасы Владимирской горки, примыкающей непосредственно к усадьбе Михайловского Золотоверхого монастыря.

Вопрос. Каковы перспективы развития территорий Владимирской горки и Михайловского монастыря? Ваше мнение о проекте? Что бы Вы хотели изменить в нем? С чем Вы согласны или не согласны?

Виды Владимирской горки.
Виды Владимирской горки.

Ю.Л. Михайловский монастырь располагался на территории третьего города Киева, города князя Изяслава и практически занимал ее полностью. Эта территория была ограничена оборонительными валами, которые просуществовали с середины Х І века до 1830-х гг., когда они окончательно утратив свое оборонное значение были срыты в связи с началом работ по упорядочению и планировке склонов Михайловской горы. Часть усадьбы монастыря выходящая на верхнюю террасу Владимирской горки являла собой хозяйственный двор, на котором располагались огороды, конюшни и каретные сараи. Здесь же находились мастерские, небольшой келейный корпус и монастырская больница. Все эти строения не представляли ни эстетической, ни исторической, ни какой другой ценности.
Сооружения представляющие ценность - Михайловский Золотоверхий собор (1108–1113), Трапезная (1713), Колокольня (1719–1720 ) и Экономические ворота ( 1760-е гг.).

Панорама Владимирской горки в Киеве.
Панорама Владимирской горки в Киеве.

Владимирская горка.
Владимирская горка.

Михайловский келейный корпус (1847-1852 гг.) и Варваринский корпус (1898-1902 гг.), в котором ныне располагается администрация монастыря, особенной исторической и эстетической ценности так же не представляют. Более того, если бы Варваринский корпус, стоящий вдоль дорожки ведущей к верхней станции фуникулера, разобрать, то получилась бы замечательная по красоте площадь. Однако приходится учитывать то, что это утилитарная постройка, трогать которую нельзя.
Тем более не может быть и речи о возведении таких же зданий на территории за Михайловским монастырем. В свое время я не поддерживал идею ограждения территории монастыря со стороны верхней террасы Владимирской горки. Киевляне построили собор на киевские деньги и поэтому он должен быть доступен всем. И в отсутствии с той стороны забора не было бы ничего плохого. Достраивать же в этом месте что - либо, какие то сооружения, особенно Митрополичьи покои (1880-е гг.), сразу не было смысла, нет его и теперь. Что касается гостиничного комплекса Михайловского монастыря, то корпус, выходящий фасадом на Трехсвятительскую улицу,
Киев. Андреевская горка.
Киев. Андреевская горка.
Владимирский спуск.
Владимирский спуск.

был в 1930-е гг. надстроен двумя безобразными этажами. Вот о его реконструкции можно говорить и наверно говорить нужно. По крайней мере съем этих двух этажей украсил бы несказанно весь комплекс монастыря и верхнюю часть Михайловской горы. Можно было бы и реконструировать надстройку, стилизовать ее под фасад, но она высоковата. Ведь проектировавший это здание архитектор, определил его высоту оглядываясь на Михайловскую колокольню, оставшуюся недостроенной. Да и сам собор не самое большое древнерусское сооружение.
Что же касается идеи поставить на территории примыкающей к усадьбе Михайловского монастыря памятник « Голодомору », то эта идея не обсуждаемая сама по себе потому, что было много всяких вариантов, а победил этот. Будет там стоять 17-ти метровый крест, пусть стоит. Если он и окажется выше чем крест на трапезной, то не намного. И еще я хочу сказать, в конце концов, если расположение этого креста что - то и испортит, то намного меньше, чем гостиница « София Киевская » на Софийской площади, но мы же не обсуждаем ее.
Киев. Панорама Подола.
Киев. Панорама Подола.
Панорама левого берега с Владимирской горки в Киеве.
Панорама левого берега с Владимирской горки в Киеве.
Возвращаясь к теме памятника, хочу сказать, что один памятник - еще не мемориал, необходимы помещения для музея и для прочего. Мне не хотелось бы комментировать чужой проект, тем более проект Ларисы Павловны Скорик. Но у меня есть определенное мнение по этому поводу. Предполагается реконструкция одного, из выходящих на Владимирскую горку, зданий монастырского гостиничного комплекса. На проекте он изображен в совершенно каких то новых формах. Он скорее перекликается с « Софией Киевской », чем с сооружениями Михайловского монастыря. Предполагается этот корпус надстроить и довести по высоте до уровня здания, стоящего на Трехсвятительской улице, о котором мы уже говорили и понижение которого на два этажа, после этой реконструкции, будет выглядеть странно, поскольку в этом квартале появится новая серая, квадратная доминанта. Хотя я это все говорю с точки зрения автора копии Михайловского комплекса, а у авторов мемориала, посвященному « Голодомору », могут быть совершенно иные побудительные мотивы, совершенно иные эстетические оценки и совершенно иные предпочтения при выборе проектных решений.

Беседка на Владимирской горке.
Беседка на Владимирской горке.
Тир на Владимирской горке.
Тир на Владимирской горке.

Намного более острый вопрос стоит перед нами – это снятие зеленых насаждений со склонов Михайловской горы, которые были в свое время откосами оборонительных валов. Эти склоны обладают всеми качествами, необходимыми для создания видовой или пейзажной аллеи. С них раскрывается великолепный вид на Подол, на Днепр, и всем этим воспользоваться невозможно потому, что они заросли деревьями.
В начале 1960-х гг. на Владимирской горке, возле Кокоревской беседки, снимали один из эпизодов известнейшего кинофильма « За двома зайцями ». В этой небольшой по времени сценке, Голохвастов, в гениальном исполнении Олега Борисова, поднимается по склону горы, а за ним открывается, ничем не заслоненная, изумительная панорама Подола. Пересмотрите этот замечательный фильм и Вы убедитесь в том, что я прав. А вот общественность, к сожалению, не понимает эстетическую ценность этой уникальной панорамы, и отстаивает зеленые насаждения так называемого парка. Надо сказать, что Владимирская горка - не парк, а зеленый массив, разросшийся самостоятельно. Эту местность, проектировали как парк в 30- 40 -х гг. Х І Х в. Затем ею занималась специальная комиссия при Городской Думе, которая действовала с 1898 по 1902 гг. Этой комиссией были посажены две аллеи, одна - вдоль верхнего вала, знаменитая каштановая, другая – возле памятника князю Владимиру.

Владимирская горка.
Крестный ход в память Св. Владимира. Киев. 1888 год.
Крестный ход в память
Св. Владимира.
Киев. 1888 год.

Аллея, это высаженные на одинаковом расстоянии деревья, одного возраста и желательно одной породы. Зеленый массив состоящий из таких аллей, упорядоченных склонов с проложенными по ним удобными для прогулок дорожками и является парком. Владимирская горка всему этому, мягко говоря, не соответствует. Аллеи, о которых идет речь, переростки. Если заменить старые деревья молодыми, утратится смысл аллеи. Поэтому следует вместо переростков, высадить, отвечающие всем требованиям, достаточно большие деревья. Однако, это потребует не только огромных затрат, но и вызовет серьезные протесты общественности. Хотя общественности следовало бы знать о том, что в 1960 году, решением Совета Министров УССР, Владимирская горка была признана парком национального значения, что и спасло ее от застройки, а в канун празднования 50-й годовщины Октября, на верхней террасе были проведены работы по ее благоустройству. Тогда снесли деревянный забор, отделявший усадьбу Михайловского монастыря от Владимирской горки, разобрали несколько построек, в том числе и оставшуюся от митрополичьего корпуса одноэтажную часть. Убрали расположившиеся, на фундаментах разрушенного Михайловского Золотоверхого собора, игровые площадки Детской спортивной школы, ( к счастьюна этом месте ничего не построили ). Организовали несколько новых дорожек, клумб. Но, не заменили старые деревья, не озаботились расчисткой склонов, заросших самосадом, густота кроны которого здесь достигла такого предела, что под ней, из-за отсутствия солнечного света, ничто не росло. Неужели это был парк? Если бы в те годы провели все необходимые работы, то сегодня мы действительно имели бы что - то похожее на парк.
Вот Вы приезжаете в Чернигов, по дороге въезжаете в разрез между оборонительными валами, на которых установлены пушки, где кроме травы нет никакой иной растительности и сразу же понимаете, что это Черниговский детинец. Так вот территория Михайловского монастыря такой же детинец, только заброшенный. На склонах, которые на протяжении 7 или даже 8 столетий являлись откосами оборонительных валов – эспланадой, так же ничто не должно расти. Хочется, чтобы прогулка по Владимирской горке была постоянно связана с изменяющимися панорамами, замечательными видами, альтернативы которым нет.

Мостик над дорогой фуникулёра (проект).
Мостик над дорогой фуникулёра (проект).

Далее, проектом реконструкции склонов Михайловской горы предусмотрено – устройство новой дорожки, которая свяжет Владимирскую горку с улицей Боричев Ток, перебрасывание легкого мостика через линию фуникулера, в самом низу, там где она проходит ниже уровня дневной поверхности. Лестница, связывающая Владимирскую горку с Почтовой площадью, проходящая между двумя отрогами Михайловской горы, закрытая плотными зарослями, о которых мы уже говорили, будет демонтирована в связи с предполагающимся восстановлением застройки перед фуникулером, существовавшей прежде.
Проектом предусмотрен так же, еще один мостик, который будет переброшен через Владимирский спуск. Размещенный немного ниже здания филармонии он свяжет нижнюю террасу Владимирской горки с расположенными напротив парками. Благодаря этим двум мостикам мы получим возможность пройти по краю Киевских гор, любуясь при этом, постоянно меняющимися панорамами. Начав путь возле Мариинского дворца мы переходим по Парковому мостику вследующий парк, спускаемся к филармонии, переходим через новый мостик на нижнюю террасу Владимирской горки. Не меняя высоты проходим до расположенной на этой террасе беседки, откуда по дорожке проходящей под линией фуникулера, выходим на Андреевский спуск. Либо поднимаемся к верхней станции фуникулера и пройдя через усадьбу Михайловского монастыря выходим на Михайловскую площадь ( такая возможность существует и теперь ). Либо спускаемся по новой дорожке к нижней станции фуникулера и перейдя через второй мостик выходим на улицу Боричев Ток, а затем следуем дальше на Подол. Либо не переходя мостик, спускаемся к церкви Рождества на Почтовой площади.

Мостик через Владимирский спуск (проект).
Мостик через Владимирский спуск (проект).

А.В. Вопрос. Расскажите пожалуйста о проектах восстановления панорамы « Голгофа » и водонапорной башни.

Костёл Святого Александра и панорама ГОЛГОФА в Киеве.
Костёл Святого Александра и панорама ГОЛГОФА в Киеве. Начало ХХ века.
Панорама ГОЛГОФА  (фасад реконструкция).
Панорама "ГОЛГОФА" (фасад реконструкция).

Мы предлагали это сделать, но на Градсовете мнения очень резко разделились и в принципе было принято решение, что пока это делать не целесообразно, а может не целесообразно делать вообще, хотя возрождение панорамы « Голгофа » входит в определенную очередь восстановления комплекса Михайловского монастыря, которая в свое время была вопросом решенным. Дело в том, что в Киеве с 1902 г. по 1934 г. существовала воистину уникальная панорама. Ценность ее заключалась не столько в мастерстве художников ( И. Кригер, К. Фрош, С. Фабианский ), сколько в редкости выбранного для этой цели сюжета. Где еще существуют панорамы или диорамы? В Севастополе, Волгограде, Москве. Но там представлены сюжеты героической обороны или сражения, а панорама « Голгофа » рассказывала о последних мгновениях земной жизни Сына Божьего. Сюжет который прекрасно связывается с памятником

Панорама ГОЛГОФА (фрагменты живописи).
Панорама "ГОЛГОФА" (фрагменты живописи).

Владимиру Святителю, с Михайловским Золотоверхим монастырем, с памятником « Голодомору » и вообще со всей историей Украины и украинского народа. Я думаю, что воссоздание панорамы состоится. Рано или поздно общество одумается. Кроме того место, на котором оно размещалась, к счастью не застроено.
Вызывает удивление нежелание воссоздать водонапорную башню на ее законном месте, возле гостиницы Михайловского монастыря на Трехсвятительской улице, тем более, что напротив, в Крещатом парке, одна водонапорная башня отреставрирована, вторая отстроена заново и это воспринималось как очень положительный пример. Эти башни с размещенным под ними музеем украсили парк, насколько мне кажется, хотя я могу быть упрежден, поскольку тоже приложил к этому руку.

Водонапорная башня.
Водонапорная башня.
План благоустройства Владимирской горки.
План благоустройства Владимирской горки.

На верхнем ярусе башни, которую мы проектировали восстановить, можно было бы организовать смотровую площадку с небольшим кафе. Чашечка кофе с изумительным видом, открывающимся оттуда – это незабываемое ощущение.

А.В. В 1930-е гг. разрабатывались проекты застройки набережной Днепра санаториями, гостиницами и т.д. Сейчас эта идея снова становится актуальной. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что если разрешить строительство на набережной, то здесь моментально появятся коттеджи современных нуворишей, которые вряд ли украсят набережную - визитную карточку Киева.

Вопрос. Целесообразно ли застраивать набережную? Если застройка все - таки возможна, то не лучше ли построить здесь кафе и рестораны, убрав при этом с набережной весь транспорт или построить тоннель для него, организовав таким образом пешеходную зону?

Ю.Л Я считаю, что коттеджи нуворишей, пусть они будут самыми безвкусными, но это небольшие сооружения, которые не испортят склоны набережной до такой степени, как их может испортить многоэтажная застройка. Имея и по проекту достаточную этажность, в процессе строительства, эта этажность каким то образом может увеличиться, как это у нас всегда бывает и вот тогда действительно случиться непоправимое. Лучше уж коттеджи нуворишей, которые, как бы мы к ним не относились, все - таки получше хижин бедняков. В отношении второй части вопроса. Насколько я понимаю, убрать транспорт с набережной физически невозможно, потому, что правый берег Днепра изрезан горами и транспортные проблемы в Киеве очень велики. Где следующая улица или трасса куда можно перевести транспортный поток, который фактически является транзитным и распределяется на набережной по направлениям следования, через мосты на левый берег через Подол на Оболонь и т.д. Тоннель очень дорогое удовольствие, как и метро, к тому же требует достаточно много времени на строительство, а транспортный поток следующий по набережной остановить даже на время реконструкции нельзя, ведь это равносильно пережатому горлу - Киев задохнется. В другом месте воплотить идею тоннеля было бы значительно проще и вполне возможно. В свое время разрабатывался проект разместить транспорт под улицей Красноармейской, а сверху сделать пешеходную зону, но эта идея не победила, у нас хорошее не побеждает.

А.В. Сейчас разрабатывается проект застройки правой стороны Владимирского спуска. Новый квартал предполагается разместить между зданием филармонии и Почтовой площадью.

Вопрос. Ваше мнение об этом проекте?

Ю.Л. Мне кажется, что если это и делать, то в последнюю очередь, поскольку место для строительства неудобное. К тому же эта местность является исторической, здесь расположен, сооруженный в 1802-08 гг. по проекту архитектора А.И. Меленского, памятник Магдебурскому праву, называемый еще нижним памятником Крещения Руси, протекает Святой ручей. В Киеве кроме этого, есть еще масса мест на которых можно безболезненно строить.

А.В. Вы упомянули о воссоздании застройки, существовавшей некогда в районе нижней станции фуникулера. После сноса этого квартала, на его месте образовалось свободное пространство, к которому мы уже привыкли. Теперь же, в результате реконструкции, станция фуникулера опять окажется во дворе восстановленного здания. Повторяется ситуация 1950-х гг.

Вопрос. Что представляет собой новая застройка? Существуют ли другие варианты реконструкции, исключающие превращение нижней станции фуникулера в дворовой флигель?

Ю.Л. Мы привыкли всегда боятся чего - то нового. Если оценить, например с градостроительной точки зрения, воссоздание этой застройки, которая в принципе является продолжением улицы Сагайдачного и не допустить при этом превышение этажности, то отстроенный квартал ничего не испортит. Кроме того, от фуникулера и до подпорной стены нет ни одного строения, кроме уцелевшего дома, выхваченного из второго ряда прежней застройки. Перед ним находится автостоянка или что - то вроде этого, абсолютно не украшающая занимаемое место. Здесь просто необходимо, если не строить то по крайней мере навести порядок. Возвращаемые строения необходимо, либо стилизовать под застройку улицы Сагайдачного, либо они должны повторять фасады стоявших здесь некогда домов. Кстати не самых плохих.
Единственным выпадающим звеном в этом квартале, будет стоящее на углу Боричева спуска и улицы Сагайдачного, здание банка. В свое время оно подавалось как новое видение, новый шаг в архитектуре, но все новое со временем становится старым и совершенно не гармоничным. Проходит время и старое превращается в историческое к которому привыкаешь, как мы привыкли например к клубу « Пищевик », расположенному на Контоактовой площади и построенному в 1931-33 гг. по проекту архитектора М. Шехонина, в стиле конструктивизма. Теперь в нем располагается Детский музыкальный театр.
Что касается нижней станции фуникулера, то здесь может быть очень много решений. Просто, если идет застройка по красной линии улицы Сагайдачного, то делать в ней какой то разрыв, чтобы показать станцию фуникулера, совершенно не стоит. Не такое уж это выдающееся произведение строительного искусства. Привычную панораму, которая открывалась перед нами при выходе из нижней станции, теперь можно будет увидеть с мостика, перекинутого через линию фуникулера и специально предусмотренного для этого проектом.

А.В. На Почтовой площади, не так давно, было построено здание одного из множества филиалов, всемирной сети ресторанов быстрого обслуживания, второй этаж которого, возвышающийся над уровнем площади, уже не раз становился причиной споров.

Вопрос. Как Вы думаете, стоит ли демонтировать этот верхний этаж и убрав его из панорамы площади, убрать таким образом и причину споров? Предполагается ли, непосредственно на самой площади, какое либо строительство?

Ю.Л. Вот видите, СТОИТ – это уже финансовый вопрос, а я архитектор – реставратор, так, что Вы обратились не совсем по адресу. А если серьезно, то это целесообразно сделать, хотя бы с точки зрения улучшения общего вида площади. Верхний этаж ресторана не украшает, он заслоняет церковь Рождества.
Очень не хочется, чтобы планировалась какая либо застройка площади. Ведь после относительно недавней реконструкции, она приобрела наконец то вид площади, что соответствует ее названию.
А ситуация с площадью была очень интересная. Когда А. Меленский строил церковь Рождества, старая подольская улица проходила там, где она сейчас вымощена большим 150 х 150 рваным камнем т.е. со стороны портика храма выходящего к Днепру. 9 июля 1811 года вспыхнул страшнейший Подольский пожар, после которого совершенно сгоревший Подол перепланировали и новая улица была проложена позади недостроенной церкви. Расположенный с той стороны портик, при прокладывании улицы, оказался углубленным на 80 см. При воссоздании церкви Рождества мы, учитывая сложившуюся в Х І Х в. ситуацию, приподняли храм на столько, на сколько это было необходимо для сбалансирования уровней; пола церкви и улицы Владимирский спуск. От этого церковь Рождества стала выглядеть более стройной, однако при сравнении фотографий, сделанных до разрушения с современными фотографиями, заметно некоторое отличие.
Открывшийся фасад церкви, обращенный к Днепру, позволяет нам вернуться к тому времени, когда площадь располагалась с правильной стороны храма. А если сделать еще и прокол между церковью Рождества и Речным вокзалом, то получится большая площадь, на которой храм окажется более чем уместным. Рядом с Речным вокзалом предполагается построить мостовой переход над набережной, который возможно закроет верхний этаж пресловутого ресторана.

А.В. В связи с тем, что Вы упомянули клуб « Пищевик », здание которого находится на Контрактовой площади.

Вопрос. Будет ли воссоздан комплекс зданий Киевского Магистрата (проект архитектора В. Гесте ), составной частью которого являлся существующий Контрактовый дом?

Ю.Л. Мне трудно сказать. Я уже видел проект Ларисы Павловны Скорик по которому этот комплекс не восстанавливается. На его месте предполагается построить какие то стеклянные дома такой же этажности или даже выше. Во времена, когда всем процессом руководила Валентина Петровна Шевченко нами, разрабатывалось проектное предложение, о воссоздании архитектурного проекта В. Гесте, созданного после Большого Подольского пожара 1811 года, по которому Контрактовая площадь отстраивалась в едином стиле. Это была бы уникальная, единственная в своем роде площадь Киева. Предложение не приняли и теперь вся площадь состоит из странных сквериков, которыми прикрыли все незастроенные или недостроенные места. Существует практика достройки и воплощения каких то замыслов и через много лет, например сооружение Гостиного двора на этой же площади. Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас, с горяча, эту площадь не застроили. Хотя строительное наступление на Контрактовую площадь уже идет. Совершенно свободные, демократические, не национальные, ни чем не пахнущие деньги пробивают себе дорогу. Куда им выгоднее течь, они и вытекают, принимая вот такие причудливые формы.

А.В. Не так давно была восстановлена церковь Успения Богородицы Пирогощи. Построенная в 1131-1135 гг., она позднее несколько раз перестраивалась и в 1930-е гг. погибла, так же как и многие другие храмы. Однако восстановлена церковь не в том виде, какой она имела во время разрушения и известна нам по сохранившимся фотографиям, а в том виде, который она якобы имела в Х ІІ столетии.

Вопрос. Вы считаете правильным решением проблемы, восстановление храмов в том виде, который нам доподлинно не известен?

Ю.Л. В свое время был проведен определенный конкурс, вызвавший большую дискуссию по этому поводу. В основном существовало два варианта воссоздания храма. Один предполагал восстановление церкви в тех формах в которых она была разрушена, то есть с колокольней, с фронтонами, и со всеми признаками классицизма, которыми наделил ее А. Миленский. Однако победил второй вариант – Юрия Сергеевича Асеева, который всю жизнь был противником всяческих новоделов, естественно кроме построенных по его реконструкции. Насколько я помню Юрий Сергеевич был резко против восстановления Золотых ворот. Он говорил, что это акт равный приделке рук Венере Милосской. В случае с Пирогощей трудно определить кто прав, а кто нет. Если церковь Рождества - сооружение возведенное по единому проекту Миленского, выглядит гармонично, то Пирогоща в перестроенном и достроенном виде, вряд ли. Может быть и имело смысл восстанавливать ее в виде Древнерусского храма, ведь она упоминается в « Слове о полку Игореве ». К тому же в Киеве не осталось ни одного, а на Украине вообще очень мало сохранилось Древнерусских сооружений имеющих такой вид. В Киеве попробовали воссоздать Золотые ворота, получились неудачно. Сделали вторую попытку, восстановили Пирогощу. Теперь на очереди Десятинная церковь и здесь просто необходимо резко сказать НЕТ. От Золотых ворот сохранились фундаменты, фрагменты стен и благодаря этому можно было рассуждать о том, какими они были. От Пирогощи сохранились не только фундаменты и фрагменты стен, но и обмеры древнего ядра, сделанные перед ее разрушением, фотографии. Такие же материалы остались и от Михайловского Золотоверхого собора. От древней Десятинной церкви сохранились только фундаментные рвы. Посмотрите книгу М. Каргера « Древний Киев », там приведены пять или шесть вариантов реконструкции плана. В случае Пирогощи, где какая то есть вариабельность, причем небольшая, в реконструкции закомар, чуть больше или меньше высота купола, а нам говорят - это не хорошо. В случае Михайловского Золотоверхого собора, который является копией, восстановленной совершенно точно по фотографиям, а нам говорят - это не то. То в случае Десятинной церкви будет совершеннейшее НЕ ТО.

А.В. В связи с реконструкцией Владимирской горки и предстоящей реконструкцией Европейской площади, снова обращает на себя внимание громадное, совершенно не связанное по стилю ни с одним строением, расположенным в этом районе - здание Украинского дома.

Вопрос. Как Вы считаете, уместно ли оно на этом месте? Не следует ли его перестроить, подогнать под существующую или грядущую архитектурную среду?

Ю.Л. Украинский дом, очень большое и дорогое здание, построенное в 1982 году для Киевского филиала музея Ленина. Я не сторонник изменения недавнего прошлого, поэтому не нахожу оснований для уничтожения этого здания. Возможно его необходимо изменить, возможно преобразовать, возможно реконструировать, достроить, перестроить, отрезать верх, добавить фасад. Но спрашивается, зачем вкладывать деньги сейчас в это, если у нас еще не воссоздан Военный Никольский собор. Ведь достаточно отломать маленький кусочек от бывшего Дворца пионеров, которому скоро выйдет срок эксплуатации и появится такая возможность. В последствии можно будет восстановить и колокольню, место которой сейчас занимает гостиница « Салют », построенная в 1982 году. Существовать ей осталось лет 70, поскольку срок службы бетонных конструкций достаточно не велик.
Можно восстановить Богоявленский собор Братского монастыря на Контрактовой площади, потратив средства с пользой. У нас до сих пор не восстановлено, к сожалению, ни одно сооружение Мазепинского периода, составлявших некогда гордость Украины. Можно сделать еще много хорошего и полезного.

Еще я хотел бы сказать следующее. Сейчас очень неплохо застраивается Оболонь, и в связи с этим я обращаюсь к коллегам. Господа! Научитесь строить красивые, современные дома; на Троещине, Выгуровщине, Харьковском массиве, в районе Позняков, вообще на левом берегу и когда Вами будет наработан большой опыт нового градостроительства, стройте пожалуйста хоть в центре города, хоть в его исторической зоне, но ради Бога не делайте наоборот.

С уважением Ю. Лосицкий.