Главная страница
История Киева

 

Страница 1
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Александр Возницкий.

Возницкий Александр Владимирович.

Биографическая справка.

Возницкий Александр Владимирович. Родился в 1951 году, в городе Киеве, в семье потомственных киевлян. Более 35 лет посвятил исследованию малоизвестных страниц истории родного города.
Работая в Старо-Киевском отряде Института Археологии АН Украины, принимал участие в раскопках на территории Михайловского Золотоверхого монастыря, Михайловской площади и других исторических местах заповедной зоны «Древний Киев». Соавтор ряда уникальных находок.
В настоящее время – сотрудник информационного отдела творческого объединения «Архитектурный союз».

 

Киевское градостроение и население города Киева.

Часть вторая.

«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре».

Вильям Шекспир.

Власть – вожделенный подарок судьбы, дурманящая неустойчивый разум иллюзия вечного всемогущества и безнаказанности. Она переходила по наследству, крайне редко ее получали в качестве награды за добрые дела и чистые помыслы. Во всех же иных случаях за право силы и воли над чем-либо или кем-либо неистово боролись всевозможные властолюбцы, не обладающие впрочем, в должной мере необходимыми для этого знаниями и умением. Отсутствие таланта управлять они замещали сказками о том, какое прекрасное будущее ожидает народ, если он позволит им властвовать над собой.

Именно так поступили «кухаркины дети», одурачившие народ огромной страны обещанием сделать его счастливым. Для достижения этой цели они подобно Ксанфу, одному из персонажей пьесы бразильского драматурга Гильерме Фигейреду «Лиса и виноград», поклялись выпить море «несправедливости», которое, конечно же, не выпили, но сотворили огромные кровавые волны, только в этом и преуспев.

Стремясь ввергнуть страну в «светлое будущее», эти «сладкоголосые певцы» убивали боровшийся за выживание народ и уничтожали Святую Веру, заменяя ее вакуумом надуманной идеологии.

О, многострадальное население Киева! Какие тяжелейшие испытания принесут тебе грядущие годы.

* * *

Минутная стрелка часов совершила едва заметное движение и на улицы замерзающего Киева, ухабистые, от неубранного и неравномерно утрамбованного пешеходами, санями извозчиков и автомобилями снега, ступил худенький, болезненного вида мальчик – Новый 1917 год. Он тащил за собой сани, тяжело груженные всевозможными, характерными для военного времени «подарками», в числе которых были и измучившие жителей города кризисы – транспортный, отопительный и продовольственный.

Транспорт.

Крещатик. Мирное сосуществование трамваев и извозчиков.
Фото 1910-х годов.

Общедоступными транспортными средствами передвижения того времени в Киеве были: городская железная дорога или, проще говоря, трамвай и извозчики.

Ставшее во время войны нерегулярным, движение пассажирских вагонов трамвая нарушило сложившийся за годы его существования ритм городской жизни. Это доставляло киевлянам существенные неудобства, в числе которых выделялось мучительно-долгое ожидание на остановках, особенно при значительных морозах зимы 1916–1917 годов.

Невозможность, придерживаться хоть каких ни будь графиков движения трамвая, было вызвано сокращением числа вагонов с 157–168 единиц прежнего времени до 80 вагонов и интенсивной перевозкой дров и военных грузов, что в свою очередь очень часто выводило подвижный состав из строя. Производство своевременного ремонта вагонов было затруднено недостаточным количеством специалистов, часть которых мобилизовали в армию и отсутствием необходимых для этого ремонта материалов.

«Осуществленное с 4 го февраля сокращение трамвайного движения в Киеве, по заявлению трамвайной администрации, вызвано, главным образом, порчей вагонов. При уменьшении числа вагонов трамвайный кризис в известной мере, казалось, мог бы быть ослаблен увеличением числа оборотов вагонов, путем увеличения скорости движения. Скорость движения вагонов в Киеве значительно ниже скорости движения трамваев московских и даже многих провинциальных. Это признает и киевская трамвайная администрация, объясняя малую скорость движения, помимо топографических условий Киева, условиями уличного движения, которое совершенно не регулируется. Извозчики не только легковые, но и ломовые, ездят по трамвайному пути, этим задерживая движение вагонов. С сокращением трамвайного движения в значительной степени теперь потеряли смысл покупки пассажирами пересадочных билетов, которые ныне, при необходимости простаивания на пересадках в длинных очередях, в ожидании проходящих лишь через 15–30 минут вагонов, сплошь и рядом остаются неиспользованными.

Кондукторш теперь на киевском трамвае до 700, контролерш – 17. Приблизительное жалование первых, включая сверхурочные часы – 60-70 рублей при верхней одежде от трамвая».

Здесь и далее цитируются киевские газеты 1916-1917 годов.

В середине февраля, правление общества городской железной дороги снова обратилось в городскую управу с проектом дополнительного уменьшения количества пассажирских вагонов, полного прекращения трамвайного движения на Владимирской, Саперной, Глубочицкой, Набережной и Межигорской линиях, а также сокращения ночного, так называемого дежурного движения трамвая.

Состоящая при управе городская железнодорожная комиссия рассмотрела и утвердила проект, но в тоже время не признала возможным прекратить, даже временно, движение трамвая по Саперной линии, так как эта линия была единственной транспортной связью военного госпиталя с городом.

В начале двадцатых чисел февраля движение киевского трамвая было полностью парализовано обильно выпавшим снегом.

«Продолжающийся в Киеве второй день сильный снегопад вчера с утра остановил движение вагонов городской железной дороги по всем линиям. Только к полудню с большим трудом удалось пустить несколько вагонов первой линии, как главной артерии сети городских дорог. По этой линии вагоны движутся очень медленно, так как путь вновь засыпается, а извозчики, где только могут, закатывают его опять снегом. Для очистки снега с рельсовых путей было поставлено до 600 рабочих, но работа их почти не видна и если падение снега продолжится ночью, то завтра с утра придется снова начать ту же работу. После первой линии работы по очистке снега будут перенесены на вторую линию – к вокзалу. Одновременно с этим необходимо подготовить путь к паркам дороги. Вопрос о немедленной уборке собранного снега поставил правление дороги в затруднительное положение, так как все пути к месту, куда нужно свозить снег, сейчас тоже засыпаны. При самых благоприятных условиях движение по второстепенным линиям трамвая может быть восстановлено лишь через несколько дней…».

Череда других событий, произошедших в Киеве не только в 1917, но и в последующие годы, совершенно не способствовали нормализации работы киевского трамвая.

Что же касается киевских извозчиков, то их число к 1917 году уменьшилось с 2.600–2.700 до 1.500 человек. Такое значительное сокращение произошло в результате мобилизации людей и лошадей в действующую армию, а также по причине резкого подорожания фуража. Пуд овса в то время стоил 4 рубля 20 копеек, а цена за пуд сена подскочила до 2-х рублей. Занятие извозом, по определению самих же извозчиков, стало совершенно не выгодным.

Александровский спуск.
Движется городской обоз. Фото начала ХХ столетия. 

Состоящий при киевской управе городской обоз, который подвозил к Киеву и перемещал внутри города все стратегических грузы, был также значительно ослаблен реквизицией лошадей для нужд армии.

Вопрос о необходимости его пополнения лошадьми рассматривался в городской думе еще в 1915 году, но, не смотря на выделенные для этой цели тогда же 160 тысяч рублей, так и остался нерешенным до конца. Достигшее критической точки состояние городского обоза требовало срочного принятия решительных мер.

«Заведующий городскими дровяными операциями В.Г. Иозефи … обратился в городскую управу с предложением приобрести партию верблюдов в 200 – 300 штук. Верблюды эти с доставкой в Киев при покупке до 200 штук обойдутся по 260 рублей за штуку и при покупке до 300 штук – по 240 рублей. Ввиду крайнего недостатка перевозочных средств, как в Киеве, так и на местах рубок дров В.Г. Иозефи предлагает немедленно осмотреть верблюдов и, в случае признания их подходящими – приобрести всю партию. При этом В.Г. Иозефи указывает, что у города в лесах имеется не подвезенными к железным дорогам и пристаням свыше 20 тысяч кубических саженей дров и что в случае открытия новых заготовок Киеву, по всей вероятности, придется пользоваться собственным обозом. Кроме того, выяснилось, что в текущем году городу рассчитывать на частных возчиков для перевозки дров почти не приходится, так как имеющиеся в городе частные перевозочные средства, главным образом отвлечены на более выгодные перевозки продовольственных и иных грузов. Между тем, в течение зимы придется доставить потребителям одних дров с городских складов свыше 60 тысяч кубических саженей, на что потребуется до 300 подвод в день, в то время как городской обоз теперь может располагать подводами не свыше 147. Для увеличения обоза дровяной комиссией еженедельно посылаются на ярмарки Киевской, Черниговской и Полтавской губерний закупщики, но им удается приобрести самое ничтожное количество лошадей невысокого качества. Несомненно, что и в будущем закупки лошадей не дадут лучших результатов. Опыт с закупкой верблюдов был сделан комитетом Юго-Западного фронта земского союза и дал, как указывает В.Г. Иозефи, удовлетворительные результаты».

Продолжая следить за развитием событий, связанных с приобретением для нужд городского обоза партии верблюдов, газета «Киевлянин», через некоторое время опубликовала следующее сообщение:

«…В данное время, по полученным В.Г. Иозефи сведениям, представляется возможным сорганизовать обоз для этой же цели из верблюдов, причем в Астраханской губернии можно закупить до 300 верблюдов. По свидетельству общества любителей природы и всероссийского земского союза, имеющего партию верблюдов для перевозки клади, рабочая сила 1 верблюда равняется рабочей силе 2 1 / 2 крупных лошадей и 3 небольших. Что касается корма, то верблюд съедает половину того, что обыкновенно поедает лошадь. Все эти данные указывают на то, что если верблюды вынесут наш климат, то это будет весьма полезная рабочая сила. До настоящего времени верблюды, принадлежащие земскому союзу, наш климат переносили легко. На основании всех этих данных присутствие городской управы признало необходимым, закупить в Астраханской губернии 300 верблюдов для указанной цели и производство закупки поручило гласному С.Г. Слюсаревскому».

Однако очень скоро от командированного в Симферополь гласного С.Г. Слюсаревского пришла телеграмма о том, что губернатор Таврической губернии запретил вывоз за пределы вверенной ему губернии, как верблюдов, так и полагающихся к ним повозок.

И все же история с закупкой верблюдов завершилась вполне благополучно.

«Уполномоченный по обеспечению Киева топливом, член Государственной думы А.И. Савенко, обратился к главному начальнику снабжения армии Юго-Западного фронта с сообщением о том, что все затруднения в деле обеспечения населения Киева дровами в настоящее время сводятся к острому недостатку в городе и близ него перевозочных средств. Из-за этого нет возможности своевременно доставлять дрова со складов потребителям. Вследствие настояний высших местных военных властей, а также уполномоченного, городское управление решило создать необходимых размеров дровяной обоз. К сожалению, потребное число лошадей добыть невозможно. В виду этого городское управление купило в Таврической губернии 300 верблюдов и построило для них помещения. В настоящее время Таврический губернатор запретил вывод этих верблюдов из пределов губернии. В виду критического положения Киева уполномоченный ходатайствует об оказании решительного содействия. В ответ на это ходатайство уполномоченным получена копия телеграммы главного начальника снабжения армий Таврическому губернатору, в которой сообщается о том, что в виду острой нужды Киева в дровяном обозе, разрешается вывоз из Таврической губернии закупленных Киевом 300 верблюдов».

Обоз, состоящий из закупленных животных и приобретенных вместе с ними повозок и саней, прибыл в Киев в декабре 1916 года. Верблюдов разместили в специально построенных вблизи Луцких казарм сараях, откуда они ежедневно отправлялись на работу. Но вскоре выяснилось, что эти диковинные для Киева животные довольно часто провоцируют уличные происшествия.

«…на Набережно-Крещатикской улице лошадь крестьянина Павла Добровольского, возчика дров, испугавшись шедшего навстречу верблюда, бросилась в сторону и наскочила на крестьянина Василия Гулевича, рубившего лед по линии пути городской (железной) дороги. Пострадавший получил тяжелые ушибы и после первоначальной помощи доставлен в Александровскую больницу».

«…рядовой Воронежской дружины З. Хоролюк проезжал на лошадях дружины по Глубочице и против дома № 49 встретил караван верблюдов. Лошади испугались верблюдов и метнулись в сторону. При этом повозка ударилась о фонарный чугунный столб и разбилась, а Хоролюк при падении получил сильные ушибы груди и плеч».

«Крестьянин Осип Деледовка, 33 лет, проезжал на своей парной подводе по Спасской улице и против дома № 6 повстречал караван верблюдов городского обоза. Лошади Деледовки испугались верблюдов и бросились в сторону, при чем Деледовка выпал из саней и ушиб ступню правой ноги. Врач скорой помощи наложил на ушиб повязку».

 

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12