План размещения высотных зданий в г. Киеве на период до 2020 года
15 декабря 2006г. состоялось общественное обсуждение, составленного, по заказу Киевской городской администрации Плана размещения высотных зданий в г. Киеве, который предлагается для реализации на период до 2020г. Подобное обсуждение проекта, до его представления на Градостроительном совете, проводится впервые и не имеет прецедента.
Представляя работу, архитектор Валентин Штолько отметил, что, несмотря на отсутствие в нашей стране опыта проживания и работы в высотных зданиях (имеются в виду сооружения, превышающие 25-ти этажный рубеж отечественного строительства), а также отсутствие необходимых спасательных средств, применяемых в случае возникновения экстремальной ситуации на таких объектах, о чем неоднократно предупреждают соответствующие службы, – строительство подобных зданий в настоящее время становится все более актуальным.
Это связано в первую очередь с резким увеличением «механического» прироста населения и острым дефицитом свободной городской земли, что вызвало массовую «уплотняющую» застройку города, повлекшую за собой бессистемное «точечное» строительство многоэтажных жилых и офисных зданий, как в центральных, так и в «спальных» районах Киева.
Такое строительство в центральных районах города, не только разрушает историческую среду, но и вызывает определенный коллапс практически во всех областях экономической инфраструктуры. Следовательно, необходимо разместить высотные здания таким образом, чтобы они не влияли на районы, в которых сосредоточены исторические и архитектурные памятники, не нарушали инфраструктуру, не препятствовали эстетическому восприятию Киева и в тоже время стали бы новыми визитными карточками города.
Изучив территорию Киева, проектанты пришли к выводу, что в данном случае в некоторой мере может быть полезен пример московского градостроения второй половины 1940-х – начала1950-х гг., когда на пересечении осей кремлевских башен и виртуального кольца вокруг исторического центра города были сооружены, ставшие символом Москвы, знаменитые московские высотки.
Подобным образом проектанты считают возможным, сооружение вокруг исторического центра Киева, расположенные по внутреннему кольцу, а на основных въездах в город, размещенные по внешнему кольцу – высотные комплексы и отдельные здания.
Внутреннее кольцо (на пересечении транспортных магистралей):
1.1 Высотный комплекс в районе Телички;
1.2 Лыбедской высотный комплекс;
1.3 Высотное здание на улице Протасов Яр;
1.4 Высотное здание на Севастопольской площади;
1.5 Высотное здание на улице Индустриальной;
1.6 Шулявский высотный комплекс;
1.7 Дорогожицкий высотный комплекс;
1.8 Высотное здание в районе Петровки;
1.9 Рыбальский высотный комплекс «Сити-центр»;
1.10 Левобережный высотный комплекс;
1.11 Позняковский высотный комплекс;
1.12 Осокорковский высотный комплекс.
Внешнее кольцо (на въездных магистралях):
2.1 Днепропетровский высотный комплекс;
2.2 Одесский высотный комплекс;
2.3 Житомирский высотный комплекс;
2.4 Вышгородский высотный комплекс;
2.5 Черниговский высотный комплекс;
2.6 Харьковский высотный комплекс.
Кроме того, авторы проекта предусматривают дальнейшее развитие схемы.
Акцентные высотные комплексы (перспектива):
5.1 Троещинский высотный комплекс;
5.2 Высотный комплекс в районе Левобережного железнодорожного вокзала;
5.3 Высотный комплекс в Бортничах.
Перечисленные объекты располагаются вне зон действия авиационных «коридоров», обеспечиваются всей необходимой инфраструктурой и, по мнению проектантов, достаточно корректно подключаются к транспортной схеме города.
Таким образом, представленный проект в некоторой мере предполагает регулирование, неуправляемой в настоящее время высотной застройки Киева.
Ожидаемое конструктивное и деловое обсуждение предложенного на суд общественности, достаточно хорошо продуманного проекта, к сожалению не произошло.
Причиной тому стало неадекватное поведение некоторых участников собрания, в том числе и представителей так называемого «Форума спасения Киева» и отсутствие в рядах общественности хотя бы одного по настоящему профессионально подготовленного оппонента.
Однако следует отметить, что среди выступающих, к счастью, нашлось несколько человек, попытавшихся говорить, в отличие от большинства, не о своих сугубо частных интересах, а о поднятой проблеме высотного строительства. В этих, хотя и не совсем объективных с профессиональной точки зрения, выступлениях, здравого смысла было значительно больше, чем эмоций. Это, безусловно, дает надежду, что со временем в рядах общественности, в большинстве окажутся не схоласты и скептики, а по настоящему переживающие за судьбу своего города киевляне, и общественные обсуждения проектов и проблем градостроительства окажутся действительно полезными для практикующих в Киеве архитекторов.
Графический материал, представленный на рассмотрение.
|
|
|
|
Схема 1 размещения высотных
зданий (с расшифровкой). |
Схема 2 размещения высотных
зданий (с расшифровкой). |
Зоны концентрации
малоэтажной и высокоэтажной
застройки. |
Перспективное
изображение. |
|
|
|
|
Концепция развития
дорожно - транспортной сети. |
Общественный
комплекс на ул. Заречной. |
Здание европейского банка
реконструкции и развития. |
Здание европейского банка
реконструкции и развития. |
|
|
|
|
Комплекс правительственных
сооружений в районе Телички. |
Комплекс правительственных
сооружений в районе Телички. |
Отельно - офисный центр
на ул. Лайоша Гавро. |
Схема застройки
Рыбальского острова. |
|
|
|
|
Киевский "Сити - центр". |
Киевский "Сити - центр". |
Киевский "Сити - центр". |
Многофункциональный
центр на Петровке. |
|
|
|
|
Многофункциональный
центр на Петровке. |
Многофункциональный офисно -
общественный центр. |
Общественный центр
"Одесские ворота"
при въезде в г. Киев. |
Общественный центр
"Европейские ворота". |
Концепция постройки киевского "Сити - центра" на территории рыбальского острова |