Главня страница

История Киева

Страница 1 2


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМКОВОЙ ГОРЫ В КИЕВЕ.


31.	Отрог горы Кисилевки (Замковой). Фото второй половины ХІХ в. Из собрания А. Возницкого.
Отрог горы Кисилевки
(Замковой). Фото второй
половины Х І Х в.
Из собрания
А. Возницкого.

Археологические исследования Замковой (Кисилевки, Фроловской) горы были начаты в 1870-е гг. А. Ставровским и Н. Беляшевским. В 1897 и 1905 гг. небольшие участки горы изучал В. Хвойка. Раскопки показали перспективность исследований, но из-за отсутствия полевой документации, большая часть полученной тогда информации, оказалась безвозвратно утраченной для науки.

В последствии, исследования Замковой горы были продолжены: в 1932 г. – С. Магурой; в 1939 г. – Н. Бондарем; в 1940 г. – В. Козловской; в 1948 г. – В. Богусевичем; в 1977 г. – В. Харламовым; в 1999 г. – С. Климовским. Все раскопки проводились на небольших участках, площадью 50–200 кв. м., преимущественно в северной части горы. Площадь исследованной территории не превышает 3 – 5 % общей площади горы. Археологическими изысканиями было зафиксировано наличие на Замковой горе материалов относящихся к эпохе меди-бронзы (ІІІ – ІІ тысячелетие до нашей эры), поселения Зарубинецкой культуры (ІІ – І век до нашей эры), существование постоянной застройки горы, начиная со второй половины І тысячелетия нашей эры до ХVІІ в. включительно.



Южный въезд во Фроловский монастырь. Фото второй половины ХІХ в. Из собрания А. Возницкого.
Дорога, ведущая к монастырскому кладбищу. Фото второй половины ХІХ в. Из собрания А. Возницкого.
34.	Монастырское кладбище. Фото второй половины ХІХ в. Из собрания А. Возницкого.
35.	Церковь во имя Пресвятой Троицы, располагавшаяся на Замковой (Фроловской) горе. Фото второй половины ХІХ в. Из собрания А. Возницкого.
Южный въезд во
Фроловский монастырь.
Фото второй половины Х І Х в.
Из собрания А. Возницкого.
Дорога, ведущая к монастырском
у кладбищу. Фото второй половины
Х І Х в. Из собрания А. Возницкого.
Монастырское кладбище.
Фото второй половины Х І Х в.
Из собрания А. Возницкого.
Церковь во имя Пресвятой Троицы,
располагавшаяся на Замковой
(Фроловской) горе. Фото
второй половины Х І Х в.
Из собрания А. Возницкого.

Относительно толщины культурных слоев и их сохранности на отдельных участках Замковой горы, точки зрения исследователей, существенно отличаются. С. Магура считал, что на северной части горы они имеют точную хронологическую стратификацию и их общая толщина превышает 4 м. В. Богусевич, который проводил исследования не только в северной, но и в центральной части горы, оспаривал наличие здесь последовательной стратиграфической колонки и констатировал, что средняя толщина слоев составляет 2 – 2,5 м.

Результаты исследований, проведенных в 1999 г. С. Климовским в средней части горы, оказались не только близки к данным В. Богусевича, но и внесли некоторые коррективы. В этой части толщина культурных слоев уменьшается в направлении восток – запад с 2 м. до 1 м., что обусловлено древним рельефом. Такая, довольно не высокая степень изучения Замковой горы, как археологического памятника, обуславливает следующие задачи ее планомерного исследования:

1). Определить состояние культурно – хронологической стратификации и ее сохранность на всей площади горы;

2). Установить размеры и место расположения, размещавшегося здесь поселения Зарубинецкой культуры в системе протокиевских поселений этого времени. (Сегодня известно о существовании на территории Киева 13 зарубинецких поселений, но стационарно исследовалось только одно из них, находившееся на горе Юрковице, культурный слой которого, позднее, был фактически полностью уничтожен).

3). Одиночные находки материалов середины І тысячелетия нашей эры, позволяют предположить существование на горе, в это время, поселения, но определение его принадлежности к конкретной археологической культуре, из-за небольшого количества материалов, является проблематичной. Невыясненным остается вопрос связанный с размерами этого поселения, поскольку до сих пор не выявлен ни один связанный с ним археологический объект. Гипотетично, поселение можно связать с киевской культурой. Открытие поселения этой культуры на Замковой горе заполнило бы временной разрыв в схеме последовательного существования на территории исторического ядра Киева ряда разновременных поселений, которые предшествовали возникновению города.

4). Некоторыми исследователями уже поднимался вопрос о возможности отождествления Замковой горы с летописной Хоревицей (М. Брайчевский, А. Шовкопляс) и определении ее первым, до возникновения Киева, центром, с которого началось заселение Старокиевской горы (Н. Петров, П. Толочко, Б. Рыбаков), но неполное исследование территории горы, пока не дает оснований, на достаточном количестве археологического материала, подтвердить этот тезис.

5). ХІ – ХІІІ вв. Замковая гора, по определению П. Толочко, играла роль посадского района в городской структуре Киева того времени. Раскопки ХІХ в., выявили здесь следы ювелирного и косторезного производства. Дальнейшие археологические исследования горы, предоставят новый материал и информацию, необходимые для более полного изучения вопросов связанных с развитием ремесел древнерусского Киева.

6). Н. Петровым, в 1897 г., было зафиксировано наличие на горе остатков каменных фундаментов, сложенных из древнерусского кирпича (плинфы), назначение которых до сих пор не определено. Попытка В. Харламова найти место залегания этих фундаментов, предпринятая им в 1977 г., к сожалению не увенчалась успехом. Вместе с тем, все исследователи констатировали наличие на горе большого количества битого древнерусского строительного материала, что позволяет предположить существование здесь в ХІ – ХІІІ вв., каменной церкви.

7). На горе зафиксировано большое количество находок керамики второй половины ХІІІ – ХV вв., что является основанием для гипотезы о переселение на территорию горы большей части населения Киева, уцелевшего после разорения города ханом Батыем в 1240 г. Не исключено, что на протяжении ста лет, на горе существовали оборонительные укрепления, построенные задолго до того, как Киев вошел в Великое княжество Литовское. Раскопки объектов этого периода, будут способствовать также уточнению хронологической схемы керамики второй половины ХІІІ – ХV вв. Следует отметить, что археологические объекты этого периода, в Киеве встречаются достаточно редко.

8). Особый интерес представляет также изучение объектов ХVІ – ХVІІ вв., непосредственно связанных с застройкой и фортификационными сооружениями киевского замка этого времени. Программа археологических исследований Замковой горы, предполагает проведение планомерных раскопок, с целью раскрытия всей площади (около 2 гектаров), на протяжении нескольких лет и осуществление музеефикации выявленных объектов. Во время проведения первого этапа программы (май – октябрь 2005 г.), планируется исследовать около 500 кв. м. площади горы, в южной ее части. Окончательным результатом реализации программы археологических исследований горы, будет решение вышеприведенных научных проблем и создание экспозиционного комплекса историко–археологического музея «Замковая гора».

МУЗЕЙ "ЗАМКОВАЯ ГОРА"

Таким будет музей «Замковая гора».
Фото Е. Константиновской.

Музей «Замковая гора» был зарегистрирован Подольской районной в городе Киеве государственной администрацией 9 марта 2005 г. как общественное научное учреждение с правами коллективной собственности. Учредителем Музея является инициативная творческая группа специалистов науки, культуры, архитектуры и представителей общественности, возглавляемая С.И. Климовским (археолог и музеевед, кандидат исторических наук) и Ю.Н. Серовым (архитектор, директор киевского филиала института «НИИПРОЕКТРЕКОНСТРУКЦИЯ». Всестороннюю поддержку деятельности Музея предоставляет также Центр общественного образования «Киевское братство» (руководитель К.С. Малеев).

Цель проекта

1. Проведение стационарных археологических исследований Замковой горы в Подольском районе г. Киева;

2. Музеефикация, открытых во время археологических исследований объектов;

3. Воспроизведение укреплений и застройки киевского замка ХІV- ХVІІ в.в. с целью восстановления исторической среды средневекового Киева в границах территории Замковой горы, без нарушения ее экологической структуры.

Директор создаваемого музея С. Климовский. Фото А. Возницкого.
Главный архитектор создаваемого музея Ю. Серов. Фото А. Возницкого.
Сотрудники музея работают в таких условиях временно, но…
… самоотверженно. Фото Е. Константиновской.
Директор создаваемого музея
С. Климовский.
Фото А. Возницкого.
Главный архитектор создаваемого
музея Ю. Серов.
Фото А. Возницкого.
Сотрудники музея работают в таких
условиях временно, но…

… самоотверженно. Фото
Е. Константиновской.

Проект содержит следующие аспекты

Научный. Замковая гора, которая в различное время называлась также Хоревицей, Киселевкой и Фроловской, является интересным участком Киева, где сохранились культурные слои от времени Трипольской культуры до позднего средневековья. Эпизодические раскопки на горе, проводились начиная с ХІХ в., но общая, раскрытая ими площадь не превышает 3 – 5 % территории горы. Проведение археологических исследований горы позволит решить ряд вопросов связанных с историей Киева, проблемой возникновения и развития города, определить роль горы в структуре городского пространства Киева Х – ХІІІ в.в., установить время и обстоятельства сооружения на ней Киевского замка многое другое.


Макет музея «Замковая гора». Вид с южной стороны. Фото А. Возницкого.
Макет музея «Замковая гора». Вид с северной стороны. Фото А. Возницкого.
Один из авторов проекта музея С. Климовский. Фото Е. Константиновской.
Сотрудники музея обсуждают проект музея. Фото Е. Константиновской.
Макет музея «Замковая гора».
Вид с южной стороны.
Фото А. Возницкого.
Макет музея «Замковая гора».
Вид с северной стороны.
Фото А. Возницкого.
Один из авторов проекта музея
С. Климовский.
Фото Е. Константиновской.
Сотрудники музея обсуждают
проект музея.
Фото Е. Константиновской.

Культурно – образовательный. Площадь горы по верхнему обрезу составляет около 2 га. Из-за своих небольших размеров, а также проблем, связанных с подключением к городским коммуникациям она уже более 300 лет остается незастроенной. Реализация проекта позволит создать здесь оригинальный музейный, туристический и образовательный комплекс. Музейная экспозиция будет способствовать пропаганде древней истории Киева и городской культуры Украины, а также использоваться как учебная база для подготовки специалистов в области археологии, истории и других гуманитарных дисциплин. Оригинальность Киевского замка заключается в том, что в отличие от аналогичных фортификационных сооружений Европы и Западной Украины он был построен из дерева, а не из камня. Важным историческим фактом является и то, что во времена киевского князя Владимира Ольгердовича в замке работал монетный двор, который собственно чеканил первую украинскую монету.

Воеводская (северная) башня замка. Фото А. Возницкого.
Драбские (южные) ворота замка. Фото А. Возницкого.
Дом воеводы Адама Киселя. Фото А. Возницкого.
Воеводская (северная) башня замка.
Фото А. Возницкого.
Драбские (южные) ворота замка.
Фото А. Возницкого.
Дом воеводы Адама Киселя.
Фото А. Возницкого.
Возможно, такой будет одна из церквей.
Фото Е. Константиновской.

Социальный. Музей «Замковая гора» является общественным научным учреждением, основанным на правах коллективной собственности, самоуправления и самофинансирования. Для его создания привлекаются средства частных, патриотично настроенных, спонсоров и инвесторов, в дальнейшем Музей перейдет на самофинансирование. Реализация проекта способствует формированию негосударственного сектора в области науки и культуры, процесса демократизации системы управления и созданию гражданского сообщества.

Через  некоторое время посетители музея смогут войти на территорию замка через Драбские ворота…
… пройтись по его подворью… Фото Е. Константиновской.
… посетить одну из церквей или… Фото А. Возницкого.
Через некоторое время посетители
музея смогут войти на территорию
замка через Драбские ворота…
… пройтись по его подворью…
Фото Е. Константиновской.
… посетить одну из церквей или…
Фото А. Возницкого.
…поднявшись на одну из сторожевых
башен замка обозреть его
живописные окрестности.
Фото Е. Константиновской.

Экологический. Проект предусматривает воссоздание исторических памятников Замковой горы с максимальным сохранением существующей растительности и превращением горы в парковую зону.

Один из эпизодов конференции проведенной музеем в мае 2005 г. Фото Е. Константиновской.
Участники конференции с огромным интересом осмотрели Замковую гору, и пришли в восторг от открывшейся, с ее вершины, панорамы. Фото А. Возницкого.
Работы по воссозданию замка еще впереди, а пока…
…сотрудники музея расчищают мусорные завалы …
Один из эпизодов конференции
проведенной музеем в мае 2005 г.
Фото Е. Константиновской.
Участники конференции с огромным
интересом осмотрели Замковую гору,
и пришли в восторг от открывшейся,
с ее вершины, панорамы.
Фото А. Возницкого.
Работы по воссозданию замка
еще впереди, а пока…
…сотрудники музея расчищают
мусорные завалы …

…выносят и вывозят тонны мусора, оставленные здесь многочисленными «любителями природы». Фото Е. Константиновской.
…выносят и вывозят тонны
мусора, оставленные
здесь многочисленными
«любителями природы».
Фото
Е. Константиновской.

Реализация проекта в данный момент осуществляется по следующим направлениям:

1). 4 мая 2005 г. начаты работы по расчистке территории горы от мусорных завалов и предварительные археологические исследования;

2). Создан веб сайт музея «Замковая гора» www.zamkovagora, где отображается деятельность музея, представляются материалы из раскопок.

3). Напечатана научно – популярная монография С.И. Климовского «Замковая гора в Киеве: 5000 лет истории». Дата выхода – 20 мая 2005 г.

4). Коллективом музея, по описанию 1552 г., изготовлен макет Киевского замка.

5) С 26 по 27 мая 2005 г., в Киеве проведена научно – практическая конференция «Проблемы охраны и воссоздания фортификационных сооружений Киевской земли», в которой принимали участии ученые из Литвы.

Коллектив музея и его археологическую экспедицию, сегодня составляют 20 человек. Директор музея и автор проекта, кандидат исторических наук С.И. Климовский, который также является автором монографии «Соціальна топологія Києва ХVІ – середині ХVІІ ст.» (2002 г.), 57 статей к мультимедийному изданию «Киев. Историческая энциклопедия» (2000г.), более 50 научных статей и публикаций по истории, археологии, нумизматике и охраны памятников. Работы над проектом были начаты в 1997 г. В 1999 г. проведены небольшие раскопки на Замковой горе.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Современный Киев переживает так называемый «строительный бум». В истории города это уже было. В ХІХ в., в связи с развитием города, на свободных участках земли формировались новые усадьбы, а затем, спустя некоторое время, через эти усадьбы, неоднократно сменивших к тому времени своих владельцев и количество составляющих их десятин, прорезались новые городские улицы, застраиваемые низкорослыми деревянными домами и в начале ХХ в., когда сносилась малоэтажная застройка и на ее месте вырастали каменные «гиганты».

Подкравшийся к Замковой горе «строительный бум», прекрасно чуствующий себя в древних урочищах, уже давно никого не удивляет и …
… не возмущает. Фото Е. Константиновской.
Подкравшийся к Замковой горе «строительный бум»,
прекрасно чуствующий себя в древних урочищах,
уже давно никого не удивляет и …

… не возмущает. Фото Е. Константиновской.

В те далекие годы строительная технология основывалась только на ручном труде и поэтому землекопы копали траншеи в строгом соответствии с необходимыми размерами фундаментов будущего дома. Благодаря этой, оставшейся практически неизменной на протяжении многих столетий, более - менее щадящей культурные слои технологии, в киевской земле сохранились археологические памятники, представляющие необычайную ценность для познания многовековой истории Киева.

В старых районах города, практически под каждым домом или в непосредственной близости от его фундаментов, до сих пор находятся уникальные археологические объекты, чаще всего обнаруживаемые либо при сносе здания, либо при его ремонте. Это подтверждается результатами исследований, проведенных археологами во время реконструкции Варваринского, Михайловского и Певческого корпусов Михайловского Золотоверхого монастыря, при реконструкции зданий № 2, № 9 по улице Б. Житомирская и т.д. В отличие от предыдущих периодов созидательной «горячки», наличие мощной строительной техники предоставило современным строителям возможность ускорить процесс строительства и тем самым сделать его более рентабельным.

Однако, именно эта самая строительная техника как раз и представляет опасность для археологических памятников, поскольку лопата археолога никогда не сможет соперничать с ковшом экскаватора и рукой управляющей им. Естественно, это приводит к неизбежным конфликтам. Строителей раздражает «медлительность» археологов при исследовании, отведенного под застройку, участка, а те в свою очередь, не симпатизируют строителям за их спешку. В этом поединке роль рефери играет заказчик объекта, который и оплачивает работу археологов. Стоит ли сомневаться в том, кому будет присуждена победа?

Обнаруженные в 1995 г. на Михайловской площади, во время проведения работ, связанных с воссозданием памятника Великой княгине Ольге, закрытые археологические комплексы ХІ - ХІІІ вв., большей частью снесенные ковшом экскаватора, окончательно утраченные при проведении строительных работ в 1998 г. и уникальные находки, сделанные в 1998 г. во время реконструкции Софийской площади и прилегающих к ней улиц уже после того как строительная техника уничтожила большую часть культурного слоя, подтвердили необходимость изменения порядка проведения археологических исследований, сделав их плановыми и независимыми от строительных или каких либо иных работ, всемерно поддерживая археологов и помогая им в работе по созданию археологической карты Киева.

Казалось бы, решение возникшей проблемы найдено. Увы, этому препятствует несколько причин: наличие такой карты существенно ограничит возможность, вести весьма выгодного, строительства в исторической части города и естественно никто из заинтересованных в столь выгодном вложении денег, не станет способствовать созданию помех своему бизнесу; городские власти уже традиционно, не выделяют необходимые средства для таких, как археология, совершенно не приносящих прибыль, статей городского бюджета; время меценатов, готовых своим коштом проводить археологические исследования или участвовать в других, полезных для Киева программах, не ожидая от этого баснословных прибылей, вероятнее всего еще не пришло.

Тем временем инвесторы выбирают места для размещения строительных объектов по своему усмотрению, не всегда зная (или не желая знать) о том, что выбранная территория, может быть связана с историей города и еще не исследованной археологами, а строения, расположенные на ней, памятниками архитектуры и искусства. Именно такой «строительный прессинг», наблюдается сейчас в исторической части Киева, его древнем ядре. Единственным выходом из сложившейся ситуации очевидно может быть только музеефикация еще не застроенных участков исторического достояния города с постоянно действующей экспозицией, что и предлагают сделать создатели музея «Замковая гора».

Идея подобных проектов не нова.

7 декабря 1926 г., в соответствии с «Постановлением Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета /ВЦИК/ и Совета Народных Комиссаров /Совнарком/ УССР, от 2 июля 1926 г. «О памятниках культуры и природы», профессором В. Ляскоронским был составлен «Реестр усадеб и участков Киева, где нельзя проводить какие – либо земляные работы без соответствующего разрешения ВУАК /Всеукраинского археологического комитета/ и Киевской инспекции охраны памятников. Реестр состоял из 83 пунктов.

Например:

пункт 16: «Усадьба Михайловского монастыря имеет в земле старинные фундаменты, как считают ученые, это остатки строения Дмитриевского монастыря великокняжеского времени. Здесь так же были найдены несколько кладов с дорогими, золотыми и серебряными вещами великокняжеского времени. Кроме того, тут была древняя дорога или спуск на Подол. Возможно поблизости находились так называемые Летские или Лядские ворота давнего времени».

пункт 17: Целый ряд усадеб, которые размещаются между Трехсвятительской церковью и Михайловским монастырем, интересны своими находками старины, особенно усадьба гражданина Сапежко, на склонах которой, в сторону Подола, было старинное урочище, отмеченное в исторических актах». К Реестру был приложен «Список усадеб и площадей, на которых необходимо запретить какое – либо строительство или перестройку».

Пункт 10, этого списка гласил: «Весь район Старого Киева в границах Ярославова города, который очерчивают: улица Горовица (бывшая Большая Житомирская) до Сенного базара, улица Раковского (бывшая Большая Подвальная) /ныне улица Ярославов вал/ до Золотых ворот, улица Короленко (бывшая Большая Владимирская), улица Мало – Подвальная через начало Думской площади /теперь Майдан Незалежности/ по Костельной улице до Владимирской горки, а дальше от Владимирской горки и Михайловского монастыря до Андреевской церкви и Десятинной церкви». Была так же составлена соответствующая смета на проведение исследований территории проектируемого заповедника, носившего условное название «Киевский Акрополь».

Проект, к сожалению, не реализовали и спустя несколько лет, часть исторических памятников, составлявших его, была просто уничтожена. В 1968 г., была предпринята попытка организовать на древних киевских землях, историко–археологический и архитектурный комплекс, парк – музей «Древний Киев». Проектное предложение разработали: архитекторы А. Милецкий, Н. Холостенко и археолог (теперь академик, депутат ВР), П. Толочко.

По замыслу авторов, парк - музей так же охватывал исторические города «Владимира», «Ярослава» и должен был состоять из:
- археологического музея под открытым небом; - Пейзажной аллеи пролегающей по линии оборонных сооружений Х – ХІІІ вв.;
- музея градостроительства ХІХ в. и народных ремесел, а также реконструкцию одной из первых улиц Киева – Андреевского спуска;
- строительство института и музея археологии АН УССР и других зданий;
- благоустройство киевских гор: Старокиевской, Детинки, Замковой, Уздыхальницы и склонов древнего Копырева конца.

В 1972 г. проект парка - музея был расширен добавлением археологической зоны Красной (ныне Контрактовой) площади с подземным музеем, в котором должны были экспонироваться, найденные во время строительства тоннеля метрополитена и исследованные археологами, деревянные постройки древнего Подола. В своем обосновании, авторы проекта приводят замечательные слова: «…комплекс парка – музея «Древний Киев», …образует …единый и неповторимый музей нашей истории, который сыграет важную роль в современных и будущих планировочных системах столицы Украины. Ход развития нашего градостроительства, появление в последующие годы, если не аналогичных, то близких работ и предложений – безусловно связаны с присущим народу желанием познать свое прошлое и тем огромным вниманием, которое сейчас уделяется вопросам реставрации и сохранению памятников истории и культуры». (А.М. Милецкий, П.П. Толочко. Парк – музей «Древний Киев». Киев. «Наукова думка» 1989 г. стр. 7, 8).

Из всего масштабного проекта, на сегодняшний день, реализована только - «Пейзажная аллея». У правящего в то время «народа», не было необходимого интереса к истории Киева и страны в целом. Их интерес заключался в совершенно другом. Прошло 37 лет и сегодня, мы стали свидетелями рождения нового, без всякого преувеличения, замечательного проекта, которому очень хочется пожелать полного осуществления, а музею «Замковая гора» популярности и долгой плодотворной жизни.

Александр Возницкий

Страница 1 2