Главня страница

СЕРГЕЙ БАБУШКИН: "У НАШЕГО ГОРОДА ЕСТЬ ЛИЦО"
GALLERY #7/2005


В архитектурной среде сложно представить себе более скандально известную личность, чем Сергей Бабушкин. Его проекты всегда вызывают громкий резонанс в силу своей творческой смелости. Его планы простираются далеко в будущее. Просчитывая на два шага вперед, каждому своему проекту Сергей Бабушкин оставляет возможность для дальнейшего совершенствования. Самый, пожалуй, известный концепт Бабушкина - это главная площадь столицы. Можно услышать разные эпитеты, используемые критиками при упоминании нынешнего убранства Майдана. Несмотря ни на что, Сергей Бабушкин продолжает реализацию этого своего детища, а также разрабатывает несколько новых дерзких проектов.

Мы встретились с Сергеем Вячеславовичем в его творческой мастерской после долгих утверждений с пресс-атташе даты встречи и длительности нашей беседы. В день нашей встречи Сергей Бабушкин посвятил все свое время неформальным встречам с архитекторами, которые накануне участвовали в Первом Международном архитектурном форуме, наряду с нынешним главным архитектором Киева и его коллегой из Москвы. В кабинет, где мы ожидали встречи, Сергей Вячеславович вошел, излучая энергию. С первых минут нашей беседы мы почувствовали присущую ему харизму.

Саllегу: Какой вы видите архитектуру современного Киева?
Сергей Бабушкин: То, что сейчас происходит в Киеве - тенденция последних девяти лет. Киев с каждым годом обновляется, словно феникс, возрождаясь из пепла. С 1996 года мы начали заново строить и проектировать. Такого рода темпы строительства вызвали большой интерес, наряду с пылкими спорами о качестве и необходимости изменений в архитектуре. Однако это послужило поводом для роста престижа профессии архитектора. Город за последние тридцать лет менялся, но перемены такого рода происходили на периферии - Троещине, Харьковском массиве, Позняках, Осо-корках, Оболони, а в центре Киева массовых, крупных изменений не происходило - центр оставался не тронутым. Многие говорят, что исторически сложившуюся в центре застройку стоило бы сохранить в неприкосновенности. Однако оставить в покое центр не представлялось возможным он бы просто разрушился. В центре Киева многие здания какой-то определенный момент вдруг стали памятниками архитектуры - вот так, без анализа, без комиссии, и, как ни прискорбно, без финансирования их сохранности. Мне кажется, основной проблемой Киевского центра является бесконтрольная порча фасадов зданий - например, оголтелая перестройка балконов по собственному желанию. При осуществлении новых проектов необходимо соблюдать гармонию между новыми постройками и существующими зданиями.

G: Какой должна быть столица и насколько Киев соответствует этому статусу?
С. Б.: Если говорить о Киеве как о столице которая находится в центре Европы, то естественно, этот город должен использовать все возможные средства. Для меня Киев соответствует статусу столицы. К счастью, воссоздали Михайловский и Успенский соборы, восстановили храм на Подоле, в котором отпевали Шевченко. Эти постройки - настоящие атрибуты, реликвии столицы. Если говорить о новых, современных зданиях, которые можно было бы построить, то это должны быть комплексы, которые могут перерости в общественно-культурные центры, например, в районе ВДНХ, Жу-лян, на левом берегу Днепра...

G: Вы проектируете для других городов Украины?
С. Б.: Нет, мы не проектируем в других городах. Есть предложения и попытки такого рода: проект в Ялте, предложения из Харькова и Днепропетровска. Однако объем работы в Киеве не позволяет нам всерьез задумываться над проектами в других городах. Я знаю, что в региональных центрах внимательно наблюдают за тем, что происходит в Киеве. Все позитивные перемены тут же подхватываются регионами. Полагаю, в подаче такого примера сегодня состоит наша основная задача.

G: Как вы себе представляете Киев будущего?
С. Б.: Если говорить о Киеве будущего, стоит вернуться на некоторое время назад и посмотреть, какова была история развития Киева. Интенсивность развития нашей столицы всегда была довольно высокой. Но того, что происходит сейчас, не было никогда. Мне кажется, сейчас именно тот период, когда у нас есть возможность задумываться о пешеходных зонах. Мы много и с теплотой говорим о Днепре, однако, до сих пор по набережной носятся лишь автомобили.

Проект реконструкции набережной Днепра в Киеве.

Думаю, что правильнее было бы продумать систему тоннелей, скрывающих автомобильные развязки и дающих возможность разгрузить эти зоны для пешеходов, а также для новых жилых кварталов в этой живописной части Киева. Чаще всего я слышу реплики «не разрешим», «не дадим», «не позволим». Но что бы сказали авторы этих реплик, будь у них возможность прогулок вдоль берегов Днепра без сплошных автомобильных потоков?

G: Расскажите о ваших планах и проектах с Норманном Фостером и проектируете ли вы для других стран?

С. Б.: Откровенно говоря, нас еще плохо знают в других странах, поэтому оформленных предложений к нам пока не поступало. Однако мы постепенно выходим на мировой рынок. С удовольствием вспоминаю работу с Норманном Фостером, которому хотелось бы выразить сердечную благодарность. Наши молодые архитекторы работали в мастерской этого мастера, отнесшегося к нам с большим уважением. Его мастерская в Лондоне рассчитана на 600 человек. Для нашей молодежи работа в мастерской Фостера - не только удовольствие и бесценный опыт, но и билет в будущее.

G: В одном интервью вы сказали, что чувствуете себя комфортно в Париже. Была ли у вас когда-нибудь идея привнести из архитектуры этих городов в архитектуру Киева, и что нужно, чтобы Киев стал комфортным и интересным городом?
С. Б.: Если говорить о Париже, то единственное, что приходит в голову - это город души. Будучи там, я часто по-хорошему завидовал парижанам - так замечательно чувствовал себя в этом городе. К несчастью, в Киеве нет таких старинных зданий. Но это значит всего лишь, что нам стоит больше внимания уделять новым современным зданиям, которые мы могли бы оставить в наследство потомкам, которые являлись бы вехами в развитии нашего города, украшали бы его.

G: Несколько слов о центральной площади страны. Какие изменения в убранстве ожидаются?
С. Б.: Площадь Независимости - едва ли не самая интересная работа двух наших коллективов - коллектива нашей мастерской и коллектива Александра Комаровского. Учитывая сжатые сроки, в которые необходимо было осуществить проект, многие просто не верили в жизнеспособность этой идеи, однако нам это удалось. Сегодня можно услышать множество различных эпитетов, которые навязываются «ценителями» и критиками. Для себя я определил эту работу как одну из лучших. Площадь проектировалась и строилась в два этапа, каждый из которых был приурочен к двум датам Дня независимости нашего государства. Третий этап должен совпасть с полной реконструкцией, которая, естественно, касается и перестройки гостиницы «Украина». И это не конец. Мы должны переключиться на перепланировку Европейской площади, которая должна стать пешеходной. Анализируя пешеходность улиц, мы пришли к выводу, что осевая линия проходит от Софии до Михайловского Собора. Там легко убрать транспорт под землю, сделав эту зону пешеходной. Мы уже близки к осуществлению этой идеи.

G: Что для вас самая большая награда в жизни?

С. Б.: Самая большая для меня награда - это дети. Когда я вижу, как они подрастают, взрослеют, я счастлив, просто потому что они у меня есть. Меня радует, что они хотят быть полезными для общества и ищут свое место в жизни. Благодаря им я не старею душой, мне близко все то, что еще впереди. Мои дети дают мне силы для реализации многочисленных планов. Сейчас, например, мы работаем над проектом высотного здания на левом берегу. Если моя мечта сбудется, то это здание станет толчком, который заставит задуматься над правильным, рациональным использованием свободных строительных площадок. Проект тянет за собой кардинальные изменения транспортной развязки, удобства перехода к метро, строительство новой набережной и так далее.

G: Что бы вы назвали основным в своей работе, вашим профессиональным почерком?
С. Б.: Для меня самое главное - не создавать золотое здание снаружи и бездушное внутри. Если еще при планировке удается разработать комфортное и удобное здание, тогда очень легко вырисовывается общий образ. Нужно, чтобы душа чувствовалась - это главное.

G: Как вы можете описать свой стиль работы?

С. Б.: Если говорить о стиле, то архитектура и работа макетчика тесно связаны между собой, и не могут одна без другой обходиться. Тут важно чувствовать пропорцию и объем, тогда удается создавать такие вещи, которые, возможно, сразу не пришли бы в голову. Недавно делал доклад о Киеве за границей, и при подсчетах оказалось, что за 20 лет работы мне как автору удалось осуществить более 100 построек. Есть более удачные проекты и, конечно, удачные в меньшей степени. Но мне не стыдно ни за один из них. В каждый я вкладывал душу, умение и желание сделать хорошо. А лицо у нашего города, без сомнений, есть. У нас в городе лица хорошие.

Беседовали Алла Потеховаи Константин Ковшевацкий